Обоснование инвестиций и бизнес-план инвестиционно-строительных проектов

Обоснование инвестиций является предпроектным и предплановым документом, подлежит экспертизе и утверждению в установленном порядке, материалы его направляются в органы исполнительной власти для оформления акта выбора земельного участка. Он может использоваться также для опросов общественного мнения о возможности строительства объекта, для разработки бизнес-планов на получение банковских кредитов и других целей. В соответствии с действующими нормативными документами обоснование инвестиций содержит следующие разделы:

1. Исходные данные: цель инвестирования, характеристика объекта, имеющиеся материалы инженерных и экономических изысканий, сведения о необходимых ресурсах.

2. Мощность предприятия, номенклатура продукции: номенклатура и объемы производства основной и попутной продукции, обоснование производственной мощности исходя из анализа перспективной потребности в продукции предприятия и возможности ее сбыта на внутреннем или внешнем рынках.

3. Основные технологические решения: выбор технологии производства, ее краткая характеристика, источники и порядок приобретения технологического оборудования, производственно-технологическая структура и состав предприятия.

4. Обеспечение предприятия ресурсами: годовая потребность предприятия в необходимых ресурсах (сырье, материалах, воде, топливе, энергии, полуфабрикатах, комплектующих и др.), обоснование источников и условий получения ресурсов, затрат на их приобретение.

5. Место размещения предприятия: обоснование выбора места размещения с учетом экономических, социальных и экологических факторов, характеристика места размещения, схемы ситуационного и генерального планов предприятия.

6. Основные строительные решения: принципиальные объемно-планировочные решения, параметры основных зданий и сооружений, сроки и очередность строительства, потребность в строительных материалах, решения по энергосбережению, тепло-, водоснабжению, канализации и др.;

7. Оценка воздействия на окружающую среду.

8. Кадры и социальное развитие: потребность в трудовых ресурсах по категориям работников, источники ее удовлетворения, предложения по обеспечению работников жильем, по созданию социально-бытовых условий.

9. Эффективность инвестиций: рассчитываются две группы показателей, характеризующих ожидаемую эффективность проекта с точки зрения интересов предпринимателя (коммерческая эффективность) и с позиций национальной экономики (общественная социально-экономическая эффективность).

10. Выводы и предложения: общие выводы о технической возможности и экономической целесообразности инвестиций, основные технико-экономические и финансовые показатели объекта, рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации объекта, проведению необходимых исследований и изысканий, план-график осуществления инвестиционного проекта.

На основе обоснования инвестиций может составляться бизнес-план инвестиционного проекта. Содержание его соответствует обоснованию инвестиций, но усиливается внимание к финансовой стороне, к разработке инвестиционной политики, обеспечивающей максимальную коммерческую эффективность проекта. При отсутствии единого нормативного документа, регламентирующего состав и порядок разработки бизнес-планов, в экономической литературе имеется большое число методических разработок как отечественных, так и зарубежных, определяющих подходы к подготовке и представлению бизнес-планов инвестиционных проектов различной направленности в разных отраслях экономики. Несмотря на некоторые различия, структура бизнес-планов в целом и отдельных их разделов в основном однотипна и может быть представлена в следующем виде:

1. Титульный лист: название и адрес предприятия, сведения о руководителях и учредителях, суть проекта, его стоимость, источники средств.

2. Меморандум о конфиденциальности.

3. Резюме: доказательства выгодности проекта, его реклама.

4. Анализ рынка сбыта: динамика продаж товара, аналоги продукта, потенциальные конкуренты.

5. Существо предлагаемого проекта: описание продукции или услуг, их преимуществ, аргументы успеха проекта.

6. Производственный план: технология производства, потребность в оборудовании, сырье и материалах, условия их поставки и цена, себестоимость продукции, обеспечение экологической и технической безопасности.

7. План маркетинга: конечные потребители, характер спроса, особенности сегмента рынка сбыта, стратегия конкуренции и цен, организация сбыта, рекламная кампания;

8. Организационный план: форма собственности, организационно-правовая форма, организационная схема управления предприятием;

9. Финансовый план: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат за период реализации проекта, балансовый план, источники средств, стратегия (схема) финансирования.

Основное назначение бизнес-плана на стадии проектирования заключается в выработке реалистической концепции осуществления инвестиционных проектов на основе тщательного анализа всех сторон предстоящей деятельности и обоснования ее реализуемости соответствующими расчетами.

 
 

   

Copyright © 2011