Человек и пространство
Уже в древние времена человек приспосабливал окружающую среду к своим
потребностям. Сначала искал защиту от природной стихии, укрытие от диких зверей
и врагов. Постепенно его материальные и культурно-общественные потребности
росли. Деятельность человека, направленная на создание жилищ, мест работы,
общественных собраний изменилась количественно и качественно. При этом он
использует последние технические, творческие, культурные и эстетические
достижения. Так, в отличие от природной неорганизованной среды, возникают
целенаправленные пространственные группировки, созданные разумным сочетанием
природных условий и строительных конструкций. Это организованные территории,
городские ансамбли и внутренние пространства зданий, отвечающие материальным,
гигиеническим, физиологическим, биологическим и культурным потребностям
человека. Поэтому одним из основных измерителей архитектурного пространства
является сам человек. Пропорции его тела служат определенным модулем,
существенно влияющим на потребности человека в площади и пространстве, на
принципы композиции, форму и размер произведения архитектуры, его элементы и
вообще на все предметы, с которыми человеку приходится встречаться. Архитектор,
который является из создателей жизненной среды, должен досконально знать эти
принципы и применять их в работе.
В иллюстративной части данного издания показано, что следует исходить из
анатомических пропорций человека, его потребностей в пространстве во время
работы, отдыха, при движении и т. д. Далее приведены основные объемные элементы,
например мебель, предметы оборудования, с указанием наибольших и наименьших
размеров, а также некоторые примеры их размещения в пространстве.
Архитектор должен не только знать пропорции человеческого тела, но и уметь
рисовать его и правильно стилизовать, потому что архитектурный рисунок часто
дополняют изображением человеческой фигуры, которая создает ощущение
определенной атмосферы, уточняет назначение изображенного объекта, определяет
масштаб площади и пространства, дополняет композицию рисунка.
Изобразить человеческую фигуру довольно сложно. Это требует хорошей
графической подготовки, которую можно получить только систематическими
упражнениями — изображением обнаженной натуры и человека в движении. Рисунок
архитектора отличается от рисунка художника. Художник чаще всего изображает
конкретного человека, показывает его характер, хочет точно воспроизвести
анатомические детали, а архитектору достаточно получить изображение
стилизованной фигуры с правильными размерами, пропорциями и движениями,
выполненной в простой графической манере без детализации.
Следует знать несколько основных принципов изображения человека. Поскольку
фигура на архитектурном рисунке служит масштабом, необходимо прежде всего
помнить о ее точных размерах, особенно о высоте. Взрослого человека изображают
высотой примерно 175 см (глаза на уровне 160—162 см). Для сравнения пропорций
всего тела служит высота головы: она укладывается в общей высоте фигуры 7-8 раз.
При стилизации размер головы можно уменьшить, тогда фигура станет более
монументальной, но никогда не рисуют голову очень большой. Нужно заботиться о
соблюдении пропорции конечностей относительно тела и пропорциональности их
частей. Но для правильного изображения человеческой фигуры недостаточно только
соблюдения ее размеров и пропорций. Необходимо верно передать движения. Даже у
стоящей фигуры движение выражено взаимным расположением плеч, коленей, наклоном
туловища и т. д. Обычно
человек не стоит прямо, он переносит тяжесть всего тела на одну ногу. При
характерном движении — человек за работой, во время занятий спортом — следует
зафиксировать общий наклон и изгиб тела, взаимное расположение и направление
конечностей, фигура в каждом конкретном случае должна не терять равновесия.
Например, человек, несущий груз, поддерживает равновесие отклонением тела от
груза.
Особое внимание следует уделять месту расположения фигуры человека на
рисунке. В ортогонали или перспективе размещают ее как можно естественнее, так,
чтобы дополнить композицию, причем заботятся об общем характере изображенной
среды. Выразительную фигуру никогда не помещают на оси рисунка или на оси
изображенного объекта. Стараются, чтобы она не совпала с гранью, архитектурным
акцентом и т. д. При перспективном изображении фигуры рисуют так, чтобы они
дополняли пространство. При построении перспективного изображения линия
горизонта и уровень глаз изображенного человека, стоящего на горизонтальной
плоскости, должны быть совмещены.
Следует помнить, что фигура человека только дополняет архитектурный рисунок,
поэтому она не должна конкурировать с изображаемым объектом, отвлекать внимание
от него или затемнять рисунок.
Статьи по теме:
Зеленые насаждения
Графическое изображение строительных материалов
Архитектурный рисунок
Перспективное изображение
|
|