Зеленые насаждения
Произведение архитектуры нельзя воспринимать отвлеченно от окружающей среды,
от местности, где оно построено. Озеленение, естественное и созданное
дополнительно,—один из основных элементов, при помощи которых архитектор
формирует жизненную среду для человека. В данном альбоме отдельно не описано
озеленение строительных объектов и парков. Оно приведено как составная часть
архитектурного рисунка — показаны приемы его изображения. На архитектурном
рисунке не следует показывать озеленение в его реальном виде. Способ изображения
деревьев и газонов должен передать графическое и эстетическое единство их с
произведением архитектуры и со вспомогательными элементами, воспроизвести
атмосферу изображаемой среды. Зеленые насаждения содействуют осуществлению
композиционного замысла проекта, поэтому они не должны быть его пассивным
дополнением.
Копирование — механический перевод узоров природы на рисунок — обычно не
передает архитектурного замысла. Поэтому необходимо упрощать изображение
озеленения — абстрагировать его. Степень стилизации зависит от масштаба
изображаемого объекта. Упрощать изображение зеленых насаждений уместно,
например, в интерьерах (стилизация листьев, цветов и т. п.), в эскизных проектах
зданий (стилизация крон деревьев, веток, стволов) и в градостроительных
предложениях, как, например, генпланы, детальная застройка, силуэты, панорамы
(озеленение здесь показывают как сплошную поверхность или массив).
Массу зелени используют как зрительный барьер, при помощи которого создают
замкнутое пространство — интерьер в природной среде. Отдельные группы деревьев
стилизуют так, чтобы они занимали определенное положение в пространстве, т. е.
соответствовали принципам перспективного видения (дерево на переднем плане видно
четко, на заднем плане детали отсутствуют; упрощаются целые массивы или
площади). В результате графическое изображение должно получиться цельным,
завершенным.
На архитектурном рисунке отдельные строения, имеющие разную форму,
уравновешивают графически простыми зелеными поверхностями. А там, где здания или
сооружения невыразительны, их дополняют вычурными формами озеленения. Необходимо
правильно сочетать эти два компонента. Это относится и к принципам
композиционного соответствия озеленения объекту (см. соответствующие рисунки).
В начале раздела, посвященного зеленым насаждениям, приведены несколько
изображений наиболее часто встречающихся деревьев. Для облегчения восприятия их
характерного строения деревья изображены без листьев (масштаб 1 :200). Эти
примеры можно использовать для упражнений по рисованию, они могут служить
основой последовательной стилизации.
Характеристику — вид того или иного дерева — передают разными способами. При
исполнении в черно-белом варианте чаще всего применяют следующие средства
выражения: рисунок пером, когда кроме очерчивания контуров показывают разные
плоскостные структуры точками, кружочками, полосками, набрызгом, а также рисунок
кисточкой и разные технические растры. Часть этого раздела содержит примеры
методического перехода от реальной формы к абстрактной и образцы графического
изображения озеленения, применяемого в архитектурных рисунках, которые не
следует использовать для точной перерисовки (копирования). Они должны помочь
созданию собственного почерка, который можно приобрести только настойчивыми
упражнениями.
Статьи по теме:
Человек и пространство
Графическое изображение строительных материалов
Архитектурный рисунок
Перспективное изображение
|
|