Зеленые насаждения

Произведение архитектуры нельзя воспринимать отвлеченно от окружающей среды, от местности, где оно построено. Озеленение, естественное и созданное дополнительно,—один из основных элементов, при помощи которых архитектор формирует жизненную среду для человека. В данном альбоме отдельно не описано озеленение строительных объектов и парков. Оно приведено как составная часть архитектурного рисунка — показаны приемы его изображения. На архитектурном рисунке не следует показывать озеленение в его реальном виде. Способ изображения деревьев и газонов должен передать графическое и эстетическое единство их с произведением архитектуры и со вспомогательными элементами, воспроизвести атмосферу изображаемой среды. Зеленые насаждения содействуют осуществлению композиционного замысла проекта, поэтому они не должны быть его пассивным дополнением.

Копирование — механический перевод узоров природы на рисунок — обычно не передает архитектурного замысла. Поэтому необходимо упрощать изображение озеленения — абстрагировать его. Степень стилизации зависит от масштаба изображаемого объекта. Упрощать изображение зеленых насаждений уместно, например, в интерьерах (стилизация листьев, цветов и т. п.), в эскизных проектах зданий (стилизация крон деревьев, веток, стволов) и в градостроительных предложениях, как, например, генпланы, детальная застройка, силуэты, панорамы (озеленение здесь показывают как сплошную поверхность или массив).

Массу зелени используют как зрительный барьер, при помощи которого создают замкнутое пространство — интерьер в природной среде. Отдельные группы деревьев стилизуют так, чтобы они занимали определенное положение в пространстве, т. е. соответствовали принципам перспективного видения (дерево на переднем плане видно четко, на заднем плане детали отсутствуют; упрощаются целые массивы или площади). В результате графическое изображение должно получиться цельным, завершенным.

На архитектурном рисунке отдельные строения, имеющие разную форму, уравновешивают графически простыми зелеными поверхностями. А там, где здания или сооружения невыразительны, их дополняют вычурными формами озеленения. Необходимо правильно сочетать эти два компонента. Это относится и к принципам композиционного соответствия озеленения объекту (см. соответствующие рисунки).

В начале раздела, посвященного зеленым насаждениям, приведены несколько изображений наиболее часто встречающихся деревьев. Для облегчения восприятия их характерного строения деревья изображены без листьев (масштаб 1 :200). Эти примеры можно использовать для упражнений по рисованию, они могут служить основой последовательной стилизации.

Характеристику — вид того или иного дерева — передают разными способами. При исполнении в черно-белом варианте чаще всего применяют следующие средства выражения: рисунок пером, когда кроме очерчивания контуров показывают разные плоскостные структуры точками, кружочками, полосками, набрызгом, а также рисунок кисточкой и разные технические растры. Часть этого раздела содержит примеры методического перехода от реальной формы к абстрактной и образцы графического изображения озеленения, применяемого в архитектурных рисунках, которые не следует использовать для точной перерисовки (копирования). Они должны помочь созданию собственного почерка, который можно приобрести только настойчивыми упражнениями.

Статьи по теме:
Человек и пространство
Графическое изображение строительных материалов
Архитектурный рисунок
Перспективное изображение

 
 

   

Copyright © 2011