Архитектурный рисунок
Проект произведения архитектуры проходит многие стадии развития от проектного
задания до рабочих чертежей. Каждой из этих стадий соответствует определенный
способ графического изображения конструкций, внутреннего убранства зданий и
окружающей среды. Графика архитектурного рисунка особенно важна, она
обеспечивает единое обязательное обозначение типовых элементов конструкций и
деталей; отображает и одновременно пропагандирует замысел архитектора: дает
возможность изучить объект до его реализации, что способствует участию широкого
круга разных специалистов в обсуждении работы архитектора. Поэтому архитектурный
рисунок должен быть наглядным, понятным, с графической точки зрения разборчивым
и выполнен так, чтобы воздействовал на человека художественной формой. Не только
обозначение конструкций, но и вычерчивание оборудования отдельных помещений,
архитектурных элементов, и выражение отношения к окружающей среде должны
создавать атмосферу, специфическую для данного объекта, местности и т. п. Тогда
рисунок не только отображает, но одновременно и дополняет замысел архитектора.
На графическое исполнение архитектурного рисунка оказывает влияние и его
масштаб, который должен всегда соответствовать определенной степени стилизации.
Выбор масштаба зависит как от стадии разработки проекта, так и от сложности и
величины проектируемого объекта. Но один и тот же масштаб графически можно
выразить по-раз-ному; это зависит не только от выбора техники (карандаш, рисунок
пером, темпера и т. п.), но, главным образом, от почерка архитектора, его
подготовки и степени владения графической техникой.
Архитектор в своем творчестве методически переходит от решения общих вопросов
к деталям. Когда подготовлено градостроительное и материальное обоснование, он
приступает к выполнению основного проекта.
Сначала изучаются планировочные и эксплуатационные решения, которые можно
наглядно выразить на планировочной схеме. Однако эту схему следует понимать не
как механическое размещение отдельных помещений в будущей планировке, а как
наглядный график, по которому выясняют функции, взаимные связи и расположение
помещений. Рисунок должен быть выразительным, максимально стилизованным и
простым. К конкретному решению объекта приходят на стадии проектного предложения
— в эскизах, где встречаются разные масштабы, а значит, разная степень
стилизации и способы графического выражения. Архитектурный эскиз,
разрабатываемый в масштабах 1:500, 1:400, должен как можно точнее выразить идею
архитектурного произведения. При графическом выражении пользуются такими
простыми средствами как плоскость и линия. При этом стилизация конструкций,
архитектурных элементов и предметов обстановки достигает самой высокой степени.
Мебель в максимально стилизованной форме чертят только в помещениях,
характерных для данного объекта, например сиденья в зрительном зале театра,
столы в общественных помещениях и т. д. Таким образом можно сделать более
выразительными характерные особенности планировочного, объемного или
художественного решения. Так же важен и способ зарисовки пола, который дает
возможность графически организовать пространство и его функциональные части.
Выразительности графического материала можно достигнуть только хорошо
развитым чувством линии, ее пропорциональности, толщины и правильным
размещением, равновесием на рисунке плоскостей и линий, света и тени. Эти
принципы очень важны, особенно при графическом решении фасада, где каждая линия,
ее несоразмерная толщина, неправильная тень могут исказить масштаб и пропорции
объекта. Это относится к масштабу 1 :200, решаются более конкретные
пространственные задачи, конструирование архитектурных элементов и оформление
всего объекта. Способ изображения отдельных помещений, мебели, пола, разных
интерьерных дополнений, а также окружающей среды определяет характер и
назначение здания, графически простой формой предлагает определенный объем
отдельных помещений и возможность подходящего решения интерьера и экстерьера
объекта. Мебель и архитектурные элементы вычерчивают в простых формах без
деталей. Однако ими не следует заполнять чертеж так, чтобы он стал
неразборчивым. В графическом рисунке переходят уже к более детальному
изображению материалов с использованием всех принципов композиции (тектоника,
ритм, градация, контраст света и тени, контраст сплошной и остекленной
поверхности и т. п.). Некоторые материалы, особенно облицовочные, показывают
стилизованно. При этом нужно помнить о чувстве меры и обладать художественным
чутьем.
Графическое выражение проектного предложения не исключает возможности
применения и большего масштаба, например 1 :100, который особенно предпочтителен
при изображении маленьких объектов, например дачи, газетного киоска,
малоэтажного жилого дома и т. д. Крупный масштаб дает возможность показать и
самый маленький объект во всех аспектах: планировочных, эксплуатационных,
конструктивных и художественно-архитектурных, что при малом масштабе можно было
бы изобразить только схематически — в контурах. Этот масштаб дает возможность
наглядно и художественно показать облицовку, полы, мебель,
разные архитектурные дополнения в интерьере и экстерьере, озеленение и вообще
всю среду, в которой будет объект возведен. При графическом исполнении этих
элементов пользуются самой разной художественной техникой для выражения
материалов. Например, мягкую мебель обозначают точками, клетками, каменную
кладку — графической структурой, растрами.
Архитектурное решение становится наглядным, когда наиболее точно отражает
замысел архитектора. Этими же принципами руководствуются при исполнении
архитектурного рисунка на стадии технического проекта, когда используют масштабы
1 :200— 1 :50 с аналогичными графическими и художественными требованиями к
изображению конструкций, планировки и архитектуры в целом. Встречаются здесь
размерные линии основных параметров (длина, ширина, конструктивная высота,
величина пролетов и т. п.). Размещение этих технических данных на чертежах
должно быть четким, максимально сгруппированным, неброским в общем графическом
исполнении (величина шрифта, толщина размерных линий должны быть
пропорциональны).
Оформление архитектурных чертежей на стадии рабочего проекта в масштабе 1
:50, а также изображение деталей в еще больших масштабах очень важно. Рабочие
чертежи должны быть прежде всего конструктивно правильными, вычерченными по
стандарту, а их графическое оформление должно обеспечить свободное чтение всех
деталей. Важно, например, правильно разместить размерные линии, отметки высоты,
подтекстовки. Нагромождение указанных элементов в одном месте, а также большие
расстояния между размерными линиями делают рабочий чертеж неразборчивым, трудно
читаемым и с художественной точки зрения нарушают взаимное равновесие
вычерченных элементов и свободной поверхности. Принцип художественности должен
быть соблюден и на этой стадии проектирования.
Статьи по теме:
Человек и пространство
Зеленые насаждения
Графическое изображение строительных материалов
Перспективное изображение
|
|